Лезги́нка

Лезги́нка — вид парного кругового танца у народностей Северного Кавказа, абхазов, a также грузин Картли и Кахетии. По своему названию может иногда рассматриваться и как народный танец лезгин.

Модератор: Админы

Правила форума
Кавказские танцы

Лезги́нка

Сообщение Oleg » Пт сен 10, 2010 10:15 pm

Лезги́нка — вид парного кругового танца у народностей Северного Кавказа, абхазов, a также грузин Картли и Кахетии. По своему названию может иногда рассматриваться и как народный танец лезгин[6]. У балкарцев, кабардинцев, осетин, аварцев, чеченцев, азербайджанцев, ингушей и других кавказских народов — свои разновидности лезгинки.

Лезгинка — танец-соревнование, демонстрирующий ловкость, виртуозность, неутомимость танцовщиков. Обычно исполняется в сопровождении музыкального ансамбля. Музыкальный размер танца — 6/8; мелодия чёткая и динамичная, темп быстрый. У каждой кавказской народности, как правило, — свои разновидности характерных движений используемых в лезгинке.

Знаменитый танец «лезгинка» (известен также в Иране под названием «Лазги, лезги», в Грузии «Лекури», что означает — «дагестанский», который почти в неизменном виде распространен среди всех кавказских народов, является ни чем иным, как отголоском древних языческих верований и ритуалов, одним из основных элементов которых являлся образ орла. Этот образ совершенно точно воспроизводится танцором особенно в тот момент, когда он, поднявшись на носки и горделиво раскинув руки-крылья, плавно описывает круги, словно собираясь взлететь. Не исключено, что в глубокой древности этот ритуальный танец исполнялся в особом костюме, украшенном перьями орла. Орлы и некоторые другие птицы по сегодняшний день считаются у лезгин священными. Их отстрел и употребление в пищу считается тягчайшим святотатством. Эти запреты, несомненно, связаны с табуизацией тотемических животных, распространенной среди многих народов мира.
Картина известного русского художника Василия Верещагина «Лезгинка. Народный танец», сделанная им после посещения Южного Дагестана и Елизаветпольской губернии. 1867 год

Общеизвестная греческая легенда о Прометее, прикованном Гефестом по приказанию Зевса к скале Кавказских гор, и об орле, склевывающим его печень, является аллегорическим описанием предками индоевропейцев чуждого им ритуального обряда погребения кавказских горцев[источник не указан 20 дней]. Прометей, которого бог неба Зевс наказал за то, что он выкрал небесный огонь и передал его людям, является, по всей вероятности, собирательным образом кавказоязычных горцев, раньше других народов овладевших тайной литья и ковки металлов[источник не указан 20 дней]. Под огнём в греческой легенде следует, конечно, понимать не костёр, а особый огонь в специальной печи горцев, при помощи которого кавказоязычным кузнецам удавалось плавить и отливать металлы. Эпизод с кражей небесного огня и передачей его людям объясняется просто, если учесть, что до изобретения предками кавказских, анатолийских и балканских горцев плавильных печей только боги владели огнём (молнией, раскаленной вулканической лавой), способным расплавить металл. Не случайно то обстоятельство, что исполнителем кары Прометею явился бог огня и кузнечного дела Гефест, функции которого несомненно указывают на его вулканическое происхождение.

Следует особо отметить, что для обозначения печени и орла лезгины используют одно и то же слово «лекь». Не может быть никаких сомнений в том, что это «совпадение» является отголоском давно забытых религиозных ритуалов. Пересечение понятий «орёл», «печень», «душа», «мечта» находит свое продолжение и в других восточнокавказских языках: лезгинскому эрзиман «мечта, пожелание» (ср. таб. арзу «желанный, заветный»), которое никоим образом не может быть заимствованием из тюркских или иранских языков, соответствует, например, чечен. эрзу «орёл» и чамал. эрцим «беркут» (ср. урарт. 'арциб — предположительно также «орел», арм. арцив, груз. арциви — орёл).

Название похожего танца грузин картули, по всей вероятности, также может происходить от лезгинского названия кард -сокол, полёт которой имитируется танцором.Хотя "картули" переводится как "грузинский".

Также «лезгинка» служила поводом знакомства юноши и девушки, ведь суровые законы гор не позволяют выходить девушкам одним на улицу и познакомиться молодым людям было нелегко. В основном всегда девушки собирались на свадьбах, и тогда юноша, сделав какое-нибудь движение, подзывает девушку на танец. В танце, когда девушка собиралась уходить, юноша всевозможными способами преграждал ей дорогу, однако ни в коем случае нельзя было касаться девушки. В истории были случаи, когда за это убивали[источник не указан 20 дней].

Лезгинка была излюбленным развлечением в Белой армии. Участник Первого Кубанского похода, Роман Гуль писал в своих воспоминаниях:

"Утром. Мы на вокзале. На Таганрогский фронт. Ждем состава. На платформе публика. Добровольцы поют, и гулко разносится припев: Так за Корнилова! За родину! За веру! Мы грянем громкое «ура!» Кончили песню. «Князь! Князь! Наурскую! Наурскую! Просим!!» Все расступаются кругом, поют, хлопая в ладоши, а красивый мингрелец, князь Чичуа, несется по кругу в национальном танце... «Браво! Браво!» — аплодисменты. На площади кучками толпятся войска: пешие, конные. Бравурно разносятся военные песни. В кружках танцуют наурскую лезгинку".

Источник - Википедия.
Аватара пользователя
Oleg
Администратор
Администратор
 
Сообщения: 577
Зарегистрирован: Вт июл 11, 2006 6:40 am

Вернуться в Кавказские танцы

Кто сейчас на конференции

Зарегистрированные пользователи: Baidu [Spider], Bing [Bot], GoGo [Bot], Yandex [Bot]

cron