Страница 1 из 1

Танцы цыган Европы. Общая информация.

СообщениеДобавлено: Чт окт 15, 2009 9:39 pm
gipsylilya
Если разложить цыганские танцы по полочкам, то мы увидим, что хорошо развиты только три вида: танец русских цыган, балканских цыган и фламенко испанских цыган. С некоторой натяжкой можно упомянуть и пляску венгерских цыган - у них очень хорошо танцуют мужчины (похоже на пляску русских цыган), а вот женщины еле топчутся. У остальных цыган Европы, конечно же, тоже есть свои танцы, но на мой взгляд невыразительные.

Все эти виды танцев делятся по манере на "таборные", сценические и уличные.

Как это всё различается?

Танец русских цыган вам, скорее всего, хорошо известен по советским фильмам. У женщин это сложная игра рук и ног, взмахи юбкой, трепет плеч; плавное начало и буйная, быстрая концовка. У мужчин это дробь, обхлопывание ладонями туловища и ног, махи руками, как крыльями. Во многих движениях можно опознать русские корни. Этот танец и появился, как интепретация русского народного, в XIX веке и значительно с тех пор развился, дополнившись элементами фламенко (игра с юбкой, постановка пальцев); от восточных корней в нём только дрожь плечами и кистями, некоторые движения рук, особый взмах волосами.

Фламенко у цыган примерно такой же, как у андалусийских испанцев, только резче, "диче". Собственно, цыгане считаются создателями современного фламенко. Часто пишут, что это танец страсти; это правда только отчасти. Потому что в первую очередь, фламенко - танец отчаяния и протеста против этого отчаяния (кто знает историю, поймёт). Каждый прыжок - как в пропасть; пение - как рыдание; на лице принято изображать гримасу высшего напряжения. От страсти во фламенко только, если не ошибаюсь, покачивание бёдрами у женщин, действительно, очень эротичное. Кроме них, в женский танец входит дробь, сапатео (ритмичное топанье), сложная игра рук, взмахи юбкой, характерные повороты головы. В мужском фламенко - дробь, прыжки, взмахи руками, верчения.

Танец балканских цыган появился на стыке областей распространения танца живота и восточноевропейских танцев. Соответственно, в женском танце игра ногами в балканском стиле сочетается с тряской бёдрами и дрожью плеч и кистей, к ним прибавляются кручения вокруг своей оси, фигурное щёлканье пальцами, игра рук, дробь, мелкие прыжки, особый трепет юбкой. Он считается разновидностью танца живота. Мужской танец состоит преимущественно из игры ног и чечётки, к которым прибавляется щёлканье пальцами, сочетающееся с несложной игрой рук. Надо сказать, что в наше время балканоцыганский танец добавился элементами от театра "Ромэн", вроде взмахов юбкой, поскольку сейчас вообще идёт очень активный культурный обмен между цыганами разных групп.

Что касается манер исполнения, различаются они следующим образом:

"Таборная" манера - это танец в своём, цыганском, кругу, независимо от того, настоящий ли это табор в чистом поле или день рожденья в городской квартире. Или даже дискотека!

Во-первых, он обязательно состоит из массы движений, сменяющих друг друга весь танец бессистемно и рассчитанных на то, чтобы показать свою виртуозность, а не на зрелищность.

Во-вторых, в нём нет таких вольностей, как в сценическом танце, т.е. махов юбкой возле плеч, обнажения замужними женщинами ног и т.п.

В-третьих, в случае, если в таборе ортодоксально одеваются, то в танец добавляются движения, учитывающие специфику одежды, вроде поддержки и поправки головного убора. При парном танце (обычно мужчина + женщина либо мужчина + мужчина) партнёры зорко следят друг за другом, чтобы импровизировать в унисон. Расстояние между партнёрами весьма приличное, что очень практично с учётом того, что мужчина может вскидывать ногами в танце, махать руками (обхлопывая себя) или подпрыгивать.

Сценический танец, соответственно, рассчитан на зрелищность и на то, что его смотрит большое количество людей и с большого расстояния. Отсюда более широкие, свободные движения (вроде расправления юбки в виде полукруга), повторяемость наиболее зрелищных элементов, постановочность (как правило), большая вольность в нарядах и их непрактичность (изобилие оборок, воланов, широкие юбки и манжеты, просторные рубашки, в то время как "таборный" танец танцуется в обычной одежде).

Наконец, уличная манера сочетает в себе приметы эстрадного и "таборного" танца. Одежда может быть как простая, так и специально пошитая, "сценическая", зависит от того, насколько случаен танец и как предпочитает сама танцовщица. Движения, рассчитанные на большое расстояние до зрителя (чтобы привлечь внимание прохожих) сочетаются с адресным танцем на близком расстоянии. Многие сценические и таборные движения не используются в силу излишней при долгой работе на улице трудоёмкости. Применяются движения как бы "адресные", привлекающие внимание конкретного человека и устанавливающие между ним и танцовщицей (танцором) контакт, вроде протягивания разным образом рук к зрителю. Из-за того, что зритель может в любой момент подойти близко, танцовщице приходится избегать "механической" мимики, пригодной для сцены, и приводить себя в особый эмоциональный настрой - веселье, кураж, чувственность - чтобы улыбка или любое другое выражение на лице было естественным. Я для этого лично вспоминаю перед танцем неприличный анекдот :) Некоторые танцовщицы щекочут друг друга или перешучиваются перед тем, как начать.

Считается, что наиболее традиционная манера женского танца - босиком (даже фламенко сначала танцевали босиком; я танцую именно так), но за последние сто лет появилось немало движений, рассчитанных на применение подошвы и каблука обуви, та же дробь (чечётка).

Источник

Если интересная тема, могу добавить картинок и видео :)


Видео

Парный танец, венгерские цыгане

СообщениеДобавлено: Пн окт 19, 2009 10:12 pm
Ирина Алишад
Спасибо за прекрасную и интересную статью. На самом деле очень мало информации можно найти о цыганском танце, особенно такой ценной информации. Думаю многие с удовольствием попросили бы Вас продолжить тему и приложить к ней видеоматериал. Спасибо Вам!

Танцы цыган Европы. Общая информация.

СообщениеДобавлено: Сб окт 31, 2009 8:12 pm
Кольцов А. Н.
Танцы цыган Европы есть интерпретация тех танцев, где кочевали цыгане. По поводу танцев цыган Венгрии и Румынии. В основе мадьярскиие движения, доведенные еще до более скоростной манеры. Похоже, что эта манера является основной у цыган восточной Европы. У польских, и цыган России: русска рома, крымы..., в моде, в принципе недавно появившаяся от театральных номеров театра =Ромэн=, чечетка. Но ее без спец условий танцевать полноценно невозможно. Это искусственный танец. В условиях кочевого табора чечетка является роскошью. Даже в фильме =Последний табор= мужчины пляшут больше в мадьярской манере. Современные русска рома и крымы, всеми правдами и неправдами пытаются открестиься от основ ьадьярских. превознося только свою манеру танца. Но с точки зрения разнообразия и зрелищности, Мадья рома и ловари, танцуют лучше. Там на лицо настоящий мужской атлетизм, в отличии от ленивой =вольяжности= русскоромской манере. Мужчины танцуют значительно меньше женщин. Интересующиеся мадьярской манерой, на мой взгляд самой лучшей манерой танца мужских танцев вообще, могут посмотреть видео на =ю тюбе= и особенно исполнение танцев группой =Ромафэст=.

Танцы цыган Европы. Общая информация.

СообщениеДобавлено: Пт мар 19, 2010 9:52 am
gipsylilya
Кольцов А. Н. писал(а):Танцы цыган Европы есть интерпретация тех танцев, где кочевали цыгане.


Неверная формулировка. Танцы цыган ПОЯВИЛИСЬ из интерпретации цыганами танцев окружающих народов, а потом спокойно развивались в нормальные самостоятельные танцы.

Танцы цыган Европы. Общая информация.

СообщениеДобавлено: Пт мар 19, 2010 9:57 am
gipsylilya
Далее, чечётка не является Ромэновским изобретением, она произрастает из дроби, которая есть у всех цыган Европы в той или иной форме.

Что касается венгероцыганского танца - да, мужики у них выплясывают. Но женщины - нет, ничего толком не могут. Так что у них не целый национальный танец, а полтанца. Хотя на эту половину посмотреть ещё как стоит!

Танцы цыган Европы. Общая информация.

СообщениеДобавлено: Пт мар 19, 2010 10:22 am
gipsylilya
Отличные видео танцев разных цыган есть в цыганском журнале "Свэнко": http://svenko.net/dance/index.htm

Танцы цыган Европы. Общая информация.

СообщениеДобавлено: Ср фев 02, 2011 10:55 am
Karamna
:) Не подскажите есть ли в Москве преподавание балканского стиля цыганской пляски!
:roll: Согласна про фламенко исполняемое босиком, особенно ритуальное!

Танцы цыган Европы. Общая информация.

СообщениеДобавлено: Ср фев 02, 2011 3:30 pm
gipsylilya
В Москве вряд ли. В Щербинке есть - это городок, плавно переходящий в Южное Бутово.

Танцы цыган Европы. Общая информация.

СообщениеДобавлено: Ср фев 02, 2011 8:06 pm
Karamna
gipsylilya писал(а):В Москве вряд ли. В Щербинке есть - это городок, плавно переходящий в Южное Бутово.

И кого спросить? :roll:

Танцы цыган Европы. Общая информация.

СообщениеДобавлено: Ср фев 02, 2011 8:37 pm
gipsylilya
Представьте себе, меня. Киньте мне в личку, откуда ехать, я вам расскажу маршрут и прочие обстоятельства дела как то расписание, плата, рабочая форма одежды и проч.

Танцы цыган Европы. Общая информация.

СообщениеДобавлено: Пн фев 07, 2011 8:09 pm
Karamna
gipsylilya писал(а):Представьте себе, меня. Киньте мне в личку, откуда ехать, я вам расскажу маршрут и прочие обстоятельства дела как то расписание, плата, рабочая форма одежды и проч.

В личку вроде все кинула! :unknown:

Танцы цыган Европы. Общая информация.

СообщениеДобавлено: Пн фев 07, 2011 8:18 pm
gipsylilya
Странно, я была уверена, что ответила, и в воскресенье он мне ещё показывал исходящие О_о теперь их нет! Сейчас повторю