Зарипов Р.С., Валяева Е.Р. "Драматургия и композиция танца"

Бале́т (фр. ballet, от лат. ballo — танцую) — вид сценического искусства, основными выразительными средствами которого являются неразрывно связанные между собой музыка и танец.

Модератор: Админы

Правила форума
Балет

Зарипов Р.С., Валяева Е.Р. "Драматургия и композиция танца"

Сообщение Music_Planet » Ср дек 24, 2014 10:22 am

Зарипов Р.С., Валяева Е.Р. "Драматургия и композиция танца"
Книга написана от лица одного из авторов — Р. С. Зарипова, в прошлом артиста балета, который предлагает свой взгляд на проблемы хореографии. Авторы впервые в теории хореографии описали читателям композиционные элементы и приёмы, применяемые при сочинении сюжетов постановщиками балетных спектаклей и сюжетных тан-цев, а в композиции эпизода предлагают обратить внимание на способы воздействия на зрителей, окраской событий, поведения действующих лиц и режиссурой эпизода. При этом дали обоснование всем терминам, применяе-мым хореографами при сочинении танца.

Оглавление
Часть первая. Драматургия танца

Глава 1. История танца .......... 4

Ритуальный танец .......... 6

Народный танец .......... 11

Бальный танец .......... 14

Сценические формы танца .......... 16

Глава 2. Драматургия танца .......... 30

Замысел и виды произведений .......... 31

Тематическая основа произведения .......... 31

Сюжет и фабула .......... 33

Закон трех единств: места, времени и действия .......... 33

Форма произведения .......... 34

Форма повествования .......... 35

Смысловое решение и завершение повествования .......... 36

Форма изложения .......... 37

Основной закон искусства, стиль сценария и автора .......... 38

Художественный прием .......... 39

Художественные способы окраски событий .......... 40

Жанр произведения .......... 40

Сюжет балета «Лебединое озеро» .......... 41

Драматургические звенья, экспозиция .......... 43

Завязка, развитие действия .......... 44

Кульминация и развязка .......... 45

Либретто и планирование сюжета .......... 46

Композиционный и постановочный план .......... 48

Подтекст .......... 48

Смысловая задача, образ и сверхзадача .......... 50

Сквозное и контрсквозное действие .......... 51

Реализм и другие «-измы» .......... 52

Глава 3. Особенности построения действия в танце .......... 55

Загадочные появления персонажей в действиях .......... 57

Возрастные и родственные взаимоотношения .......... 59

Сговор, сделка, сватовство, донос, колдовство .......... 60

Фронтальная последовательность действий .......... 64

Танцевальные монологи (вариации и трюки) .......... 66

Глава 4. Конфликт .......... 72

Причина .......... 77

Сюжет балета «Бахчисарайский фонтан» .......... 78

Цель .......... 80

Главный конфликт .......... 83

Решение (кульминация конфликта) .......... 86

Последствия .......... 87

Восприятие и усиление конфликта .......... 89

Метод присказки .......... 93

Часть вторая. Творческая уверенность

Глава 5. Творческая уверенность .......... 96

Подсознание .......... 104

Психологическая инерция .......... 105

Самоуверенность .......... 108

Узкая специализация .......... 109

Сознание .......... 112

Интуиция .......... 114

Глава 6. Где же вы, источники вдохновения? .......... 117

Сказки .......... 120

Мифы .......... 121

Былины, сказания, саги .......... 123

Быличка .......... 125

Бывальщина .......... 125

Предания, рассказы .......... 126

Фантастика, повести .......... 127

Радио и телевизионные новости .......... 128

Что это такое — замысел? .......... 128

Качественные задачи .......... 131

Приближение и умолчание .......... 134

Образ интриги .......... 137

Воспринимаемый образ .......... 139

Представляемый и обобщенный образ .......... 140

Классический и характерный образ .......... 141

Художественный и типичный образ .......... 142

Воспроизводимый образ .......... 143

Глава 7. Танцевальная миниатюра (символизм в пластических видах искусства) .......... 146

Образный танец .......... 150

Содержание сюжетной миниатюры и танца .......... 155

Символы .......... 156

Пантомима .......... 163

Глава 8. От замысла к сюжету .......... 170

Первичный отбор действий .......... 173

Наполнение замысла .......... 175

Чувственный образ .......... 177

Наглядный образ .......... 178

Перевоплощение (воображаемый образ) .......... 181

Восприятие .......... 184

Поиск событий .......... 187

Направленный поиск .......... 192

Первоначальная задача автора .......... 194

Ключевая фигура .......... 195

Ассоциативная игра наглядными примерами .......... 196

Перевоплощение автора в зрителя .......... 201

Формирование сюжета .......... 206

Литературный план либретто .......... 206

Отбор действий .......... 208

Либретто балета «Скандалист» .......... 215

Когда сюжет либретто сменит свой вид? .......... 224

Инерция стереотипов .......... 224

«Легенда о горе Белуха» .......... 225

Либретто балета «Легенда» .......... 230

Постановочный план .......... 235

Часть третья. Сценарист и композитор

Глава 9. Что важнее — герой или образ? .......... 238

Игры с биографической правдой .......... 242

Смена темы .......... 254

Кто кого ищет? .......... 258

Глава 10. От образа к сюжету .......... 265

Собирательный образ .......... 266

Гуманизм в детском спектакле .......... 267

А теперь ваш выход, Шут! .......... 268

Нужен Злой гений .......... 271

Национальный патриотизм .......... 276

Образ движений .......... 281

Глава 11. Cherсhez la femme — ищите интригу! .......... 293

Поспешный отбор действий .......... 293

О специалистах дезинформации .......... 294

Соль интриги, придуманной автором .......... 297

Программка к балету «Солнечный клоун» .......... 300

Открытость намерений .......... 304

Когда события переходят в разряд легенды .......... 306

Интригу надо показать .......... 307

Либретто балета «Последний день империи» .......... 314

Глава 12. Развитие и эмоциональное наполнение действий .......... 325

За словами прячутся идеи? .......... 327

Чужое, но образное лицо .......... 328

Внешность .......... 334

Флирт и темы для сюжетов «У синего моря» .......... 335

Месть и ревность .......... 337

Поиск жизненных ракурсов .......... 345

Либретто балета «Валентина» .......... 349

Глава 13. Композиционный план (разработка сюжета) .......... 355

Анализ драматургического построения сюжета .......... 356

Режиссура спектакля .......... 357

Бытовой юмор .......... 367

Забытое слово — подтекст .......... 369

Либретто балета «Солнечный клоун» .......... 372

Усиление действий «группами поддержки» .......... 377

О предметах — приметах времени .......... 379

Замысел к сюжету «Отпуск лейтенанта» .......... 382

Глава 14. Ау, композитор! .......... 386

Музыка чувств .......... 390

Сочинение образных движений .......... 390

Увидеть музыку? .......... 393

О структуре симфоний .......... 400

Программная музыка .......... 400

Часть четвертая. Композиция сюжета хореографических произведений игра со зрителем (к читателям)

Глава 15. Страдал ли антуан экзюпери? .......... 410

Либретто балета «Ему улыбались звезды» .......... 419

Развернутое либретто, первый план и крупный жест .......... 425

Глава 16. Высказанный подтекст .......... 430

Программка к «Приключениям Омара Хайяма» .......... 437

Либретто первого действия «Бухарская дыня» .......... 438

Либретто второго действия «Ночь любви в Мерве» .......... 440

Тема для третьего действия «Осенний сон» .......... 442

Глава 17. Поступок .......... 447

Цена поступка .......... 448

Тема для сюжета «Звезда Давида» .......... 450

Вечер балета «О, женщины» .......... 451

Поведение героя .......... 455

Чувство обиды .......... 457

Либретто балета «Барабашка» .......... 458

Либретто балета «Сюрприз» .......... 461

Личная инициатива и право голоса .......... 463

Эра борьбы равноправных смысловых задач .......... 465

Глава 18. Композиционные элементы построения сюжета .......... 467

Композиция сюжета .......... 470

Равновеликие противоборствующие стороны .......... 471

Полярность образов .......... 477

Соразмерность действий персонажей .......... 479

Персонажи второго плана .......... 481

Место и атмосфера события .......... 486

Среда обитания .......... 490

Внешняя точка зрения автора .......... 491

Внутренняя точка зрения автора .......... 491

Внесюжетные элементы .......... 493

Событийный разрыв .......... 495

Узнавание героев давних событий .......... 496

Действенный танец .......... 497

Наплывы .......... 497

Образная насыщенность массовых сцен .......... 499

Вариация-монолог .......... 504

Действенные дуэты и трио .......... 511

Природа танцевального искусства .......... 521

Домысливание финала .......... 523

Эмоциональная правда события .......... 526

Перспектива действий .......... 527

Глава 19. Сочиняем сюжет, но чего-то не хватает .......... 531

Нарушение и послабление закона трех единств .......... 533

Бытовизм в музыке .......... 535

Глава 20. Композиционные приемы в балетных спектаклях .......... 538

Действенный танец .......... 542

Смысловая смена акцента в оценке события .......... 543

Литературная программа или планирование .......... 544

Занимательная форма изложения .......... 545

Стиль изобразительный и публицистический .......... 545

Заглавие .......... 546

Ритм повествования .......... 546

Усиление окраски событий .......... 548

Развитие характера .......... 548

Повтор поступка .......... 548

Оценка поступка .......... 548

Шаблоны композиционного мышления:

экспозиция, замкнутая концовка, кода .......... 549

Мораль произведения и мораль поступка .......... 551

Путешествия и приключения .......... 551

Прологи — предыстория событий, прелюдии .......... 553

Опорное событие .......... 555

Создание атмосферы события .......... 556

Сюжет, где действуют масса и лица .......... 556

Множественный повтор .......... 557

Передача причины для конфликта другому лицу .......... 557

Щедрость и циничный расчет — закоулки души .......... 561

Смысл поступка в эпизоде .......... 562

Смысловая цепочка указующих событий .......... .......... 563

Оправдание причин поступка .......... 563

Смысловая предыстория события .......... 563

Направление симпатии зрителей в одну сторону .......... 564

Где фабула занимает второстепенное место? .......... 565

Вставная новелла .......... 566

Единство и цельность в многообразии .......... 566

Цельность и единство в характере героев .......... 566

Бытовой юмор и сатира .......... 567

Сенсационный прием .......... 567

Количество героев первого и второго плана .......... 569

Артист, постоянно пребывающий на сцене .......... 570

Замена исполнителя во время спектакля .......... 571

Наполнение эпизода танцевальными действиями .......... 571

Действенные вставные номера .......... 572

Взгляд на событие с разных точек .......... 572

Открытость намерений .......... 572

Танцевальные варианты реагирования .......... 572

Группы влияния и поддержки .......... 572

Влияние предметов быта .......... 573

Создание равновеликих сторон .......... 575

Личная инициатива или действие с правом голоса .......... 576

Явочные черты характер .......... 576

Вариационная характеристика персонажа

в предконфликтный период .......... 577

Природная выразительность — самобытность .......... 578

Авторская самобытность .......... 578

Внешние данные .......... 578

Истинное и ложное самопожертвование .......... 579

Приемы контраста и внутренняя независимость .......... 579

Внешняя зависимость и внешние раздражители .......... 580

Нарушение ритуалов .......... 580

Полярность образов .......... 581

Композиция танцевальной лексики .......... 583

Линейное развитие событий .......... 584

Бытовизм в музыке .......... 585

Момент зарождения конфликта .......... 585

Подглядывание и подслушивание .......... 585

Прием навета .......... 586

Смена темы и настроения эпизода .......... 586

Смена акцента в цепочке событий .......... 588

Разделение сюжетной линии .......... 588

Повод на активные действия героя .......... 588

Месть .......... 588

Раздвоение личности, тени, двойники, лунатизм .......... 589

Контакты с фантомами .......... 590

Суд совести .......... 590

Борьба с собой .......... 591

Активно действующая тень .......... 592

Ложное присутствие на сцене .......... 593

Унижение и самоунижение .......... 593

Предательство, измена и клятвопреступление .......... 594

Провокация, воровство, обознаться и заблуждаться .......... 594

Мошенничество и симуляция .......... 594

Розыгрыш, куклы и «кот в мешке» .......... 594

Прием соблазнения и искушения .......... 595

Портретное перевоплощение (маска) .......... 595

Наплывы .......... 596

Поэтизация чувств .......... 599

Гиперболизация действительности .......... 599

В легенде допускаются изменения действительности .......... 599

Качественная установка .......... 600

Символы эпизодов .......... 602

Финалы для домысливания зрителем .......... 602

Прием приближения с умолчанием .......... 603

Прием осуждения .......... 604

Потеря, поиск и находка .......... 604

Ситуационный и событийный прием .......... 605

Поведенческие действия в танцевальной пластике .......... 605

Способы действенно-пластической окраски .......... 606

Глава 21. Композиция эпизода .......... 607

Смысловая окраска событий в эпизодах .......... 609

Способы воздействия на зрителей .......... 613

Атрибуты воздействия на зрителя .......... 613

Способ усиления воздействия .......... 613

Балет «Каменный цветок» .......... 614

Способы действенной окраски поведения .......... 617

Режиссура эпизода .......... 619

Режиссеры массовых зрелищ .......... 619

Эмоциональная правда события .......... 621

Режиссерские манки .......... 621

Ключевые и подсобные мизансцены .......... 622

Режиссерские врезки .......... 622

Поиск «зерна» в характере героя .......... 622

Обновление смысловой окраски эпизода .......... 623

Балет «Бахчисарайский фонтан» .......... 624

Перспектива действий .......... 626

Что такое режиссура? .......... 626

Балет «Лебединое озеро» .......... 627

Способы окраски действующих лиц

и смысловая окраска событий .......... 628

Изменение танцевальной окраски — формы танца .......... 629

Первое впечатление .......... 630

Собор парижской богоматери .......... 630

Сохранение исторического наследия .......... 634

Реплики о балете «Эсмеральда» .......... 636

Приемы самообмана и фантастической расправы .......... 637

Разработка эпизода по смысловой окраске поступков .......... 639

Право на изменение окраски эпизода .......... 639

Профессор должен говорить правду .......... 640

Глава 22. Композиционные приемы в сюжетном танце .......... 641

Часть пятая. Приглашение к дискуссии

Глава 23. Многогранный талант .......... 656

Краткость — сестра таланта .......... 657

Фрагмент либретто «Ему улыбались звезды» .......... 657

Фрагмент либретто «Валентина» .......... 660

Третье действие «Приключений Омара Хайяма» .......... 664

Федор Лопухов, Джордж Баланчин и другие .......... 668

Музыкально-графические приемы .......... 673

Поиск развития действий в музыке эпизода .......... 676

А был ли «мальчик»? .......... 680

Кто был первым в прочтении действенного танца

и пластики в музыкальном эпизоде? .......... 682

Глава 24. Образ животного мира и предмета в сюжете .......... 686

Наполнение образов пластикой тела .......... 686

Артистические навыки .......... 691

Артистическое детство .......... 692

Поэзия быта в танцевальных сюжетах .......... 694

Глава 25. Спектакль для своих .......... 698

Сводные репетиции и первый прогон .......... 699

Об образной системе подтекстов .......... 701

Современные женщины .......... 704

Изображение конкурентной борьбы .......... 708

Мужские образы .......... 708

Цепочка поступков создает атмосферу события .......... 710

Глава 26. Что день грядущий нам готовит? .......... 714

Масштабность переживаний зрителей .......... 717

Отцы и дети .......... 722

Эмоциональные массовые действия .......... 724

А при чем здесь реклама? .......... 727

Образ Родины .......... 728

Жестокий мир .......... 731

Хореограф образной пластики .......... 732

Европейская одежда .......... 733

Главные черты характера .......... 734

Полное перевоплощение .......... 737

Искусство внешнего перевоплощения .......... 738

Точка зрения автора или метод работы? .......... 738

Анализ своих либретто .......... 743

«Дозировка» истории и художественного вымысла .......... 750

Воспитание патриотических чувств .......... 752

Авторская позиция .......... 756

Подробнее http://www.m-planet.ru/index.php?id=20&detail=251
Music_Planet
Новичок
Новичок
 
Сообщения: 4
Зарегистрирован: Пн июн 02, 2014 9:34 am

Вернуться в Балет

Кто сейчас на конференции

Зарегистрированные пользователи: Bing [Bot], GoGo [Bot], Yandex [Bot]