Зарипов Р.С., Валяева Е.Р. "Драматургия и композиция танца"

Зарипов Р.С., Валяева Е.Р. "Драматургия и композиция танца"
Книга написана от лица одного из авторов — Р. С. Зарипова, в прошлом артиста балета, который предлагает свой взгляд на проблемы хореографии. Авторы впервые в теории хореографии описали читателям композиционные элементы и приёмы, применяемые при сочинении сюжетов постановщиками балетных спектаклей и сюжетных тан-цев, а в композиции эпизода предлагают обратить внимание на способы воздействия на зрителей, окраской событий, поведения действующих лиц и режиссурой эпизода. При этом дали обоснование всем терминам, применяе-мым хореографами при сочинении танца.
Оглавление
Часть первая. Драматургия танца
Глава 1. История танца .......... 4
Ритуальный танец .......... 6
Народный танец .......... 11
Бальный танец .......... 14
Сценические формы танца .......... 16
Глава 2. Драматургия танца .......... 30
Замысел и виды произведений .......... 31
Тематическая основа произведения .......... 31
Сюжет и фабула .......... 33
Закон трех единств: места, времени и действия .......... 33
Форма произведения .......... 34
Форма повествования .......... 35
Смысловое решение и завершение повествования .......... 36
Форма изложения .......... 37
Основной закон искусства, стиль сценария и автора .......... 38
Художественный прием .......... 39
Художественные способы окраски событий .......... 40
Жанр произведения .......... 40
Сюжет балета «Лебединое озеро» .......... 41
Драматургические звенья, экспозиция .......... 43
Завязка, развитие действия .......... 44
Кульминация и развязка .......... 45
Либретто и планирование сюжета .......... 46
Композиционный и постановочный план .......... 48
Подтекст .......... 48
Смысловая задача, образ и сверхзадача .......... 50
Сквозное и контрсквозное действие .......... 51
Реализм и другие «-измы» .......... 52
Глава 3. Особенности построения действия в танце .......... 55
Загадочные появления персонажей в действиях .......... 57
Возрастные и родственные взаимоотношения .......... 59
Сговор, сделка, сватовство, донос, колдовство .......... 60
Фронтальная последовательность действий .......... 64
Танцевальные монологи (вариации и трюки) .......... 66
Глава 4. Конфликт .......... 72
Причина .......... 77
Сюжет балета «Бахчисарайский фонтан» .......... 78
Цель .......... 80
Главный конфликт .......... 83
Решение (кульминация конфликта) .......... 86
Последствия .......... 87
Восприятие и усиление конфликта .......... 89
Метод присказки .......... 93
Часть вторая. Творческая уверенность
Глава 5. Творческая уверенность .......... 96
Подсознание .......... 104
Психологическая инерция .......... 105
Самоуверенность .......... 108
Узкая специализация .......... 109
Сознание .......... 112
Интуиция .......... 114
Глава 6. Где же вы, источники вдохновения? .......... 117
Сказки .......... 120
Мифы .......... 121
Былины, сказания, саги .......... 123
Быличка .......... 125
Бывальщина .......... 125
Предания, рассказы .......... 126
Фантастика, повести .......... 127
Радио и телевизионные новости .......... 128
Что это такое — замысел? .......... 128
Качественные задачи .......... 131
Приближение и умолчание .......... 134
Образ интриги .......... 137
Воспринимаемый образ .......... 139
Представляемый и обобщенный образ .......... 140
Классический и характерный образ .......... 141
Художественный и типичный образ .......... 142
Воспроизводимый образ .......... 143
Глава 7. Танцевальная миниатюра (символизм в пластических видах искусства) .......... 146
Образный танец .......... 150
Содержание сюжетной миниатюры и танца .......... 155
Символы .......... 156
Пантомима .......... 163
Глава 8. От замысла к сюжету .......... 170
Первичный отбор действий .......... 173
Наполнение замысла .......... 175
Чувственный образ .......... 177
Наглядный образ .......... 178
Перевоплощение (воображаемый образ) .......... 181
Восприятие .......... 184
Поиск событий .......... 187
Направленный поиск .......... 192
Первоначальная задача автора .......... 194
Ключевая фигура .......... 195
Ассоциативная игра наглядными примерами .......... 196
Перевоплощение автора в зрителя .......... 201
Формирование сюжета .......... 206
Литературный план либретто .......... 206
Отбор действий .......... 208
Либретто балета «Скандалист» .......... 215
Когда сюжет либретто сменит свой вид? .......... 224
Инерция стереотипов .......... 224
«Легенда о горе Белуха» .......... 225
Либретто балета «Легенда» .......... 230
Постановочный план .......... 235
Часть третья. Сценарист и композитор
Глава 9. Что важнее — герой или образ? .......... 238
Игры с биографической правдой .......... 242
Смена темы .......... 254
Кто кого ищет? .......... 258
Глава 10. От образа к сюжету .......... 265
Собирательный образ .......... 266
Гуманизм в детском спектакле .......... 267
А теперь ваш выход, Шут! .......... 268
Нужен Злой гений .......... 271
Национальный патриотизм .......... 276
Образ движений .......... 281
Глава 11. Cherсhez la femme — ищите интригу! .......... 293
Поспешный отбор действий .......... 293
О специалистах дезинформации .......... 294
Соль интриги, придуманной автором .......... 297
Программка к балету «Солнечный клоун» .......... 300
Открытость намерений .......... 304
Когда события переходят в разряд легенды .......... 306
Интригу надо показать .......... 307
Либретто балета «Последний день империи» .......... 314
Глава 12. Развитие и эмоциональное наполнение действий .......... 325
За словами прячутся идеи? .......... 327
Чужое, но образное лицо .......... 328
Внешность .......... 334
Флирт и темы для сюжетов «У синего моря» .......... 335
Месть и ревность .......... 337
Поиск жизненных ракурсов .......... 345
Либретто балета «Валентина» .......... 349
Глава 13. Композиционный план (разработка сюжета) .......... 355
Анализ драматургического построения сюжета .......... 356
Режиссура спектакля .......... 357
Бытовой юмор .......... 367
Забытое слово — подтекст .......... 369
Либретто балета «Солнечный клоун» .......... 372
Усиление действий «группами поддержки» .......... 377
О предметах — приметах времени .......... 379
Замысел к сюжету «Отпуск лейтенанта» .......... 382
Глава 14. Ау, композитор! .......... 386
Музыка чувств .......... 390
Сочинение образных движений .......... 390
Увидеть музыку? .......... 393
О структуре симфоний .......... 400
Программная музыка .......... 400
Часть четвертая. Композиция сюжета хореографических произведений игра со зрителем (к читателям)
Глава 15. Страдал ли антуан экзюпери? .......... 410
Либретто балета «Ему улыбались звезды» .......... 419
Развернутое либретто, первый план и крупный жест .......... 425
Глава 16. Высказанный подтекст .......... 430
Программка к «Приключениям Омара Хайяма» .......... 437
Либретто первого действия «Бухарская дыня» .......... 438
Либретто второго действия «Ночь любви в Мерве» .......... 440
Тема для третьего действия «Осенний сон» .......... 442
Глава 17. Поступок .......... 447
Цена поступка .......... 448
Тема для сюжета «Звезда Давида» .......... 450
Вечер балета «О, женщины» .......... 451
Поведение героя .......... 455
Чувство обиды .......... 457
Либретто балета «Барабашка» .......... 458
Либретто балета «Сюрприз» .......... 461
Личная инициатива и право голоса .......... 463
Эра борьбы равноправных смысловых задач .......... 465
Глава 18. Композиционные элементы построения сюжета .......... 467
Композиция сюжета .......... 470
Равновеликие противоборствующие стороны .......... 471
Полярность образов .......... 477
Соразмерность действий персонажей .......... 479
Персонажи второго плана .......... 481
Место и атмосфера события .......... 486
Среда обитания .......... 490
Внешняя точка зрения автора .......... 491
Внутренняя точка зрения автора .......... 491
Внесюжетные элементы .......... 493
Событийный разрыв .......... 495
Узнавание героев давних событий .......... 496
Действенный танец .......... 497
Наплывы .......... 497
Образная насыщенность массовых сцен .......... 499
Вариация-монолог .......... 504
Действенные дуэты и трио .......... 511
Природа танцевального искусства .......... 521
Домысливание финала .......... 523
Эмоциональная правда события .......... 526
Перспектива действий .......... 527
Глава 19. Сочиняем сюжет, но чего-то не хватает .......... 531
Нарушение и послабление закона трех единств .......... 533
Бытовизм в музыке .......... 535
Глава 20. Композиционные приемы в балетных спектаклях .......... 538
Действенный танец .......... 542
Смысловая смена акцента в оценке события .......... 543
Литературная программа или планирование .......... 544
Занимательная форма изложения .......... 545
Стиль изобразительный и публицистический .......... 545
Заглавие .......... 546
Ритм повествования .......... 546
Усиление окраски событий .......... 548
Развитие характера .......... 548
Повтор поступка .......... 548
Оценка поступка .......... 548
Шаблоны композиционного мышления:
экспозиция, замкнутая концовка, кода .......... 549
Мораль произведения и мораль поступка .......... 551
Путешествия и приключения .......... 551
Прологи — предыстория событий, прелюдии .......... 553
Опорное событие .......... 555
Создание атмосферы события .......... 556
Сюжет, где действуют масса и лица .......... 556
Множественный повтор .......... 557
Передача причины для конфликта другому лицу .......... 557
Щедрость и циничный расчет — закоулки души .......... 561
Смысл поступка в эпизоде .......... 562
Смысловая цепочка указующих событий .......... .......... 563
Оправдание причин поступка .......... 563
Смысловая предыстория события .......... 563
Направление симпатии зрителей в одну сторону .......... 564
Где фабула занимает второстепенное место? .......... 565
Вставная новелла .......... 566
Единство и цельность в многообразии .......... 566
Цельность и единство в характере героев .......... 566
Бытовой юмор и сатира .......... 567
Сенсационный прием .......... 567
Количество героев первого и второго плана .......... 569
Артист, постоянно пребывающий на сцене .......... 570
Замена исполнителя во время спектакля .......... 571
Наполнение эпизода танцевальными действиями .......... 571
Действенные вставные номера .......... 572
Взгляд на событие с разных точек .......... 572
Открытость намерений .......... 572
Танцевальные варианты реагирования .......... 572
Группы влияния и поддержки .......... 572
Влияние предметов быта .......... 573
Создание равновеликих сторон .......... 575
Личная инициатива или действие с правом голоса .......... 576
Явочные черты характер .......... 576
Вариационная характеристика персонажа
в предконфликтный период .......... 577
Природная выразительность — самобытность .......... 578
Авторская самобытность .......... 578
Внешние данные .......... 578
Истинное и ложное самопожертвование .......... 579
Приемы контраста и внутренняя независимость .......... 579
Внешняя зависимость и внешние раздражители .......... 580
Нарушение ритуалов .......... 580
Полярность образов .......... 581
Композиция танцевальной лексики .......... 583
Линейное развитие событий .......... 584
Бытовизм в музыке .......... 585
Момент зарождения конфликта .......... 585
Подглядывание и подслушивание .......... 585
Прием навета .......... 586
Смена темы и настроения эпизода .......... 586
Смена акцента в цепочке событий .......... 588
Разделение сюжетной линии .......... 588
Повод на активные действия героя .......... 588
Месть .......... 588
Раздвоение личности, тени, двойники, лунатизм .......... 589
Контакты с фантомами .......... 590
Суд совести .......... 590
Борьба с собой .......... 591
Активно действующая тень .......... 592
Ложное присутствие на сцене .......... 593
Унижение и самоунижение .......... 593
Предательство, измена и клятвопреступление .......... 594
Провокация, воровство, обознаться и заблуждаться .......... 594
Мошенничество и симуляция .......... 594
Розыгрыш, куклы и «кот в мешке» .......... 594
Прием соблазнения и искушения .......... 595
Портретное перевоплощение (маска) .......... 595
Наплывы .......... 596
Поэтизация чувств .......... 599
Гиперболизация действительности .......... 599
В легенде допускаются изменения действительности .......... 599
Качественная установка .......... 600
Символы эпизодов .......... 602
Финалы для домысливания зрителем .......... 602
Прием приближения с умолчанием .......... 603
Прием осуждения .......... 604
Потеря, поиск и находка .......... 604
Ситуационный и событийный прием .......... 605
Поведенческие действия в танцевальной пластике .......... 605
Способы действенно-пластической окраски .......... 606
Глава 21. Композиция эпизода .......... 607
Смысловая окраска событий в эпизодах .......... 609
Способы воздействия на зрителей .......... 613
Атрибуты воздействия на зрителя .......... 613
Способ усиления воздействия .......... 613
Балет «Каменный цветок» .......... 614
Способы действенной окраски поведения .......... 617
Режиссура эпизода .......... 619
Режиссеры массовых зрелищ .......... 619
Эмоциональная правда события .......... 621
Режиссерские манки .......... 621
Ключевые и подсобные мизансцены .......... 622
Режиссерские врезки .......... 622
Поиск «зерна» в характере героя .......... 622
Обновление смысловой окраски эпизода .......... 623
Балет «Бахчисарайский фонтан» .......... 624
Перспектива действий .......... 626
Что такое режиссура? .......... 626
Балет «Лебединое озеро» .......... 627
Способы окраски действующих лиц
и смысловая окраска событий .......... 628
Изменение танцевальной окраски — формы танца .......... 629
Первое впечатление .......... 630
Собор парижской богоматери .......... 630
Сохранение исторического наследия .......... 634
Реплики о балете «Эсмеральда» .......... 636
Приемы самообмана и фантастической расправы .......... 637
Разработка эпизода по смысловой окраске поступков .......... 639
Право на изменение окраски эпизода .......... 639
Профессор должен говорить правду .......... 640
Глава 22. Композиционные приемы в сюжетном танце .......... 641
Часть пятая. Приглашение к дискуссии
Глава 23. Многогранный талант .......... 656
Краткость — сестра таланта .......... 657
Фрагмент либретто «Ему улыбались звезды» .......... 657
Фрагмент либретто «Валентина» .......... 660
Третье действие «Приключений Омара Хайяма» .......... 664
Федор Лопухов, Джордж Баланчин и другие .......... 668
Музыкально-графические приемы .......... 673
Поиск развития действий в музыке эпизода .......... 676
А был ли «мальчик»? .......... 680
Кто был первым в прочтении действенного танца
и пластики в музыкальном эпизоде? .......... 682
Глава 24. Образ животного мира и предмета в сюжете .......... 686
Наполнение образов пластикой тела .......... 686
Артистические навыки .......... 691
Артистическое детство .......... 692
Поэзия быта в танцевальных сюжетах .......... 694
Глава 25. Спектакль для своих .......... 698
Сводные репетиции и первый прогон .......... 699
Об образной системе подтекстов .......... 701
Современные женщины .......... 704
Изображение конкурентной борьбы .......... 708
Мужские образы .......... 708
Цепочка поступков создает атмосферу события .......... 710
Глава 26. Что день грядущий нам готовит? .......... 714
Масштабность переживаний зрителей .......... 717
Отцы и дети .......... 722
Эмоциональные массовые действия .......... 724
А при чем здесь реклама? .......... 727
Образ Родины .......... 728
Жестокий мир .......... 731
Хореограф образной пластики .......... 732
Европейская одежда .......... 733
Главные черты характера .......... 734
Полное перевоплощение .......... 737
Искусство внешнего перевоплощения .......... 738
Точка зрения автора или метод работы? .......... 738
Анализ своих либретто .......... 743
«Дозировка» истории и художественного вымысла .......... 750
Воспитание патриотических чувств .......... 752
Авторская позиция .......... 756
Подробнее http://www.m-planet.ru/index.php?id=20&detail=251
Книга написана от лица одного из авторов — Р. С. Зарипова, в прошлом артиста балета, который предлагает свой взгляд на проблемы хореографии. Авторы впервые в теории хореографии описали читателям композиционные элементы и приёмы, применяемые при сочинении сюжетов постановщиками балетных спектаклей и сюжетных тан-цев, а в композиции эпизода предлагают обратить внимание на способы воздействия на зрителей, окраской событий, поведения действующих лиц и режиссурой эпизода. При этом дали обоснование всем терминам, применяе-мым хореографами при сочинении танца.
Оглавление
Часть первая. Драматургия танца
Глава 1. История танца .......... 4
Ритуальный танец .......... 6
Народный танец .......... 11
Бальный танец .......... 14
Сценические формы танца .......... 16
Глава 2. Драматургия танца .......... 30
Замысел и виды произведений .......... 31
Тематическая основа произведения .......... 31
Сюжет и фабула .......... 33
Закон трех единств: места, времени и действия .......... 33
Форма произведения .......... 34
Форма повествования .......... 35
Смысловое решение и завершение повествования .......... 36
Форма изложения .......... 37
Основной закон искусства, стиль сценария и автора .......... 38
Художественный прием .......... 39
Художественные способы окраски событий .......... 40
Жанр произведения .......... 40
Сюжет балета «Лебединое озеро» .......... 41
Драматургические звенья, экспозиция .......... 43
Завязка, развитие действия .......... 44
Кульминация и развязка .......... 45
Либретто и планирование сюжета .......... 46
Композиционный и постановочный план .......... 48
Подтекст .......... 48
Смысловая задача, образ и сверхзадача .......... 50
Сквозное и контрсквозное действие .......... 51
Реализм и другие «-измы» .......... 52
Глава 3. Особенности построения действия в танце .......... 55
Загадочные появления персонажей в действиях .......... 57
Возрастные и родственные взаимоотношения .......... 59
Сговор, сделка, сватовство, донос, колдовство .......... 60
Фронтальная последовательность действий .......... 64
Танцевальные монологи (вариации и трюки) .......... 66
Глава 4. Конфликт .......... 72
Причина .......... 77
Сюжет балета «Бахчисарайский фонтан» .......... 78
Цель .......... 80
Главный конфликт .......... 83
Решение (кульминация конфликта) .......... 86
Последствия .......... 87
Восприятие и усиление конфликта .......... 89
Метод присказки .......... 93
Часть вторая. Творческая уверенность
Глава 5. Творческая уверенность .......... 96
Подсознание .......... 104
Психологическая инерция .......... 105
Самоуверенность .......... 108
Узкая специализация .......... 109
Сознание .......... 112
Интуиция .......... 114
Глава 6. Где же вы, источники вдохновения? .......... 117
Сказки .......... 120
Мифы .......... 121
Былины, сказания, саги .......... 123
Быличка .......... 125
Бывальщина .......... 125
Предания, рассказы .......... 126
Фантастика, повести .......... 127
Радио и телевизионные новости .......... 128
Что это такое — замысел? .......... 128
Качественные задачи .......... 131
Приближение и умолчание .......... 134
Образ интриги .......... 137
Воспринимаемый образ .......... 139
Представляемый и обобщенный образ .......... 140
Классический и характерный образ .......... 141
Художественный и типичный образ .......... 142
Воспроизводимый образ .......... 143
Глава 7. Танцевальная миниатюра (символизм в пластических видах искусства) .......... 146
Образный танец .......... 150
Содержание сюжетной миниатюры и танца .......... 155
Символы .......... 156
Пантомима .......... 163
Глава 8. От замысла к сюжету .......... 170
Первичный отбор действий .......... 173
Наполнение замысла .......... 175
Чувственный образ .......... 177
Наглядный образ .......... 178
Перевоплощение (воображаемый образ) .......... 181
Восприятие .......... 184
Поиск событий .......... 187
Направленный поиск .......... 192
Первоначальная задача автора .......... 194
Ключевая фигура .......... 195
Ассоциативная игра наглядными примерами .......... 196
Перевоплощение автора в зрителя .......... 201
Формирование сюжета .......... 206
Литературный план либретто .......... 206
Отбор действий .......... 208
Либретто балета «Скандалист» .......... 215
Когда сюжет либретто сменит свой вид? .......... 224
Инерция стереотипов .......... 224
«Легенда о горе Белуха» .......... 225
Либретто балета «Легенда» .......... 230
Постановочный план .......... 235
Часть третья. Сценарист и композитор
Глава 9. Что важнее — герой или образ? .......... 238
Игры с биографической правдой .......... 242
Смена темы .......... 254
Кто кого ищет? .......... 258
Глава 10. От образа к сюжету .......... 265
Собирательный образ .......... 266
Гуманизм в детском спектакле .......... 267
А теперь ваш выход, Шут! .......... 268
Нужен Злой гений .......... 271
Национальный патриотизм .......... 276
Образ движений .......... 281
Глава 11. Cherсhez la femme — ищите интригу! .......... 293
Поспешный отбор действий .......... 293
О специалистах дезинформации .......... 294
Соль интриги, придуманной автором .......... 297
Программка к балету «Солнечный клоун» .......... 300
Открытость намерений .......... 304
Когда события переходят в разряд легенды .......... 306
Интригу надо показать .......... 307
Либретто балета «Последний день империи» .......... 314
Глава 12. Развитие и эмоциональное наполнение действий .......... 325
За словами прячутся идеи? .......... 327
Чужое, но образное лицо .......... 328
Внешность .......... 334
Флирт и темы для сюжетов «У синего моря» .......... 335
Месть и ревность .......... 337
Поиск жизненных ракурсов .......... 345
Либретто балета «Валентина» .......... 349
Глава 13. Композиционный план (разработка сюжета) .......... 355
Анализ драматургического построения сюжета .......... 356
Режиссура спектакля .......... 357
Бытовой юмор .......... 367
Забытое слово — подтекст .......... 369
Либретто балета «Солнечный клоун» .......... 372
Усиление действий «группами поддержки» .......... 377
О предметах — приметах времени .......... 379
Замысел к сюжету «Отпуск лейтенанта» .......... 382
Глава 14. Ау, композитор! .......... 386
Музыка чувств .......... 390
Сочинение образных движений .......... 390
Увидеть музыку? .......... 393
О структуре симфоний .......... 400
Программная музыка .......... 400
Часть четвертая. Композиция сюжета хореографических произведений игра со зрителем (к читателям)
Глава 15. Страдал ли антуан экзюпери? .......... 410
Либретто балета «Ему улыбались звезды» .......... 419
Развернутое либретто, первый план и крупный жест .......... 425
Глава 16. Высказанный подтекст .......... 430
Программка к «Приключениям Омара Хайяма» .......... 437
Либретто первого действия «Бухарская дыня» .......... 438
Либретто второго действия «Ночь любви в Мерве» .......... 440
Тема для третьего действия «Осенний сон» .......... 442
Глава 17. Поступок .......... 447
Цена поступка .......... 448
Тема для сюжета «Звезда Давида» .......... 450
Вечер балета «О, женщины» .......... 451
Поведение героя .......... 455
Чувство обиды .......... 457
Либретто балета «Барабашка» .......... 458
Либретто балета «Сюрприз» .......... 461
Личная инициатива и право голоса .......... 463
Эра борьбы равноправных смысловых задач .......... 465
Глава 18. Композиционные элементы построения сюжета .......... 467
Композиция сюжета .......... 470
Равновеликие противоборствующие стороны .......... 471
Полярность образов .......... 477
Соразмерность действий персонажей .......... 479
Персонажи второго плана .......... 481
Место и атмосфера события .......... 486
Среда обитания .......... 490
Внешняя точка зрения автора .......... 491
Внутренняя точка зрения автора .......... 491
Внесюжетные элементы .......... 493
Событийный разрыв .......... 495
Узнавание героев давних событий .......... 496
Действенный танец .......... 497
Наплывы .......... 497
Образная насыщенность массовых сцен .......... 499
Вариация-монолог .......... 504
Действенные дуэты и трио .......... 511
Природа танцевального искусства .......... 521
Домысливание финала .......... 523
Эмоциональная правда события .......... 526
Перспектива действий .......... 527
Глава 19. Сочиняем сюжет, но чего-то не хватает .......... 531
Нарушение и послабление закона трех единств .......... 533
Бытовизм в музыке .......... 535
Глава 20. Композиционные приемы в балетных спектаклях .......... 538
Действенный танец .......... 542
Смысловая смена акцента в оценке события .......... 543
Литературная программа или планирование .......... 544
Занимательная форма изложения .......... 545
Стиль изобразительный и публицистический .......... 545
Заглавие .......... 546
Ритм повествования .......... 546
Усиление окраски событий .......... 548
Развитие характера .......... 548
Повтор поступка .......... 548
Оценка поступка .......... 548
Шаблоны композиционного мышления:
экспозиция, замкнутая концовка, кода .......... 549
Мораль произведения и мораль поступка .......... 551
Путешествия и приключения .......... 551
Прологи — предыстория событий, прелюдии .......... 553
Опорное событие .......... 555
Создание атмосферы события .......... 556
Сюжет, где действуют масса и лица .......... 556
Множественный повтор .......... 557
Передача причины для конфликта другому лицу .......... 557
Щедрость и циничный расчет — закоулки души .......... 561
Смысл поступка в эпизоде .......... 562
Смысловая цепочка указующих событий .......... .......... 563
Оправдание причин поступка .......... 563
Смысловая предыстория события .......... 563
Направление симпатии зрителей в одну сторону .......... 564
Где фабула занимает второстепенное место? .......... 565
Вставная новелла .......... 566
Единство и цельность в многообразии .......... 566
Цельность и единство в характере героев .......... 566
Бытовой юмор и сатира .......... 567
Сенсационный прием .......... 567
Количество героев первого и второго плана .......... 569
Артист, постоянно пребывающий на сцене .......... 570
Замена исполнителя во время спектакля .......... 571
Наполнение эпизода танцевальными действиями .......... 571
Действенные вставные номера .......... 572
Взгляд на событие с разных точек .......... 572
Открытость намерений .......... 572
Танцевальные варианты реагирования .......... 572
Группы влияния и поддержки .......... 572
Влияние предметов быта .......... 573
Создание равновеликих сторон .......... 575
Личная инициатива или действие с правом голоса .......... 576
Явочные черты характер .......... 576
Вариационная характеристика персонажа
в предконфликтный период .......... 577
Природная выразительность — самобытность .......... 578
Авторская самобытность .......... 578
Внешние данные .......... 578
Истинное и ложное самопожертвование .......... 579
Приемы контраста и внутренняя независимость .......... 579
Внешняя зависимость и внешние раздражители .......... 580
Нарушение ритуалов .......... 580
Полярность образов .......... 581
Композиция танцевальной лексики .......... 583
Линейное развитие событий .......... 584
Бытовизм в музыке .......... 585
Момент зарождения конфликта .......... 585
Подглядывание и подслушивание .......... 585
Прием навета .......... 586
Смена темы и настроения эпизода .......... 586
Смена акцента в цепочке событий .......... 588
Разделение сюжетной линии .......... 588
Повод на активные действия героя .......... 588
Месть .......... 588
Раздвоение личности, тени, двойники, лунатизм .......... 589
Контакты с фантомами .......... 590
Суд совести .......... 590
Борьба с собой .......... 591
Активно действующая тень .......... 592
Ложное присутствие на сцене .......... 593
Унижение и самоунижение .......... 593
Предательство, измена и клятвопреступление .......... 594
Провокация, воровство, обознаться и заблуждаться .......... 594
Мошенничество и симуляция .......... 594
Розыгрыш, куклы и «кот в мешке» .......... 594
Прием соблазнения и искушения .......... 595
Портретное перевоплощение (маска) .......... 595
Наплывы .......... 596
Поэтизация чувств .......... 599
Гиперболизация действительности .......... 599
В легенде допускаются изменения действительности .......... 599
Качественная установка .......... 600
Символы эпизодов .......... 602
Финалы для домысливания зрителем .......... 602
Прием приближения с умолчанием .......... 603
Прием осуждения .......... 604
Потеря, поиск и находка .......... 604
Ситуационный и событийный прием .......... 605
Поведенческие действия в танцевальной пластике .......... 605
Способы действенно-пластической окраски .......... 606
Глава 21. Композиция эпизода .......... 607
Смысловая окраска событий в эпизодах .......... 609
Способы воздействия на зрителей .......... 613
Атрибуты воздействия на зрителя .......... 613
Способ усиления воздействия .......... 613
Балет «Каменный цветок» .......... 614
Способы действенной окраски поведения .......... 617
Режиссура эпизода .......... 619
Режиссеры массовых зрелищ .......... 619
Эмоциональная правда события .......... 621
Режиссерские манки .......... 621
Ключевые и подсобные мизансцены .......... 622
Режиссерские врезки .......... 622
Поиск «зерна» в характере героя .......... 622
Обновление смысловой окраски эпизода .......... 623
Балет «Бахчисарайский фонтан» .......... 624
Перспектива действий .......... 626
Что такое режиссура? .......... 626
Балет «Лебединое озеро» .......... 627
Способы окраски действующих лиц
и смысловая окраска событий .......... 628
Изменение танцевальной окраски — формы танца .......... 629
Первое впечатление .......... 630
Собор парижской богоматери .......... 630
Сохранение исторического наследия .......... 634
Реплики о балете «Эсмеральда» .......... 636
Приемы самообмана и фантастической расправы .......... 637
Разработка эпизода по смысловой окраске поступков .......... 639
Право на изменение окраски эпизода .......... 639
Профессор должен говорить правду .......... 640
Глава 22. Композиционные приемы в сюжетном танце .......... 641
Часть пятая. Приглашение к дискуссии
Глава 23. Многогранный талант .......... 656
Краткость — сестра таланта .......... 657
Фрагмент либретто «Ему улыбались звезды» .......... 657
Фрагмент либретто «Валентина» .......... 660
Третье действие «Приключений Омара Хайяма» .......... 664
Федор Лопухов, Джордж Баланчин и другие .......... 668
Музыкально-графические приемы .......... 673
Поиск развития действий в музыке эпизода .......... 676
А был ли «мальчик»? .......... 680
Кто был первым в прочтении действенного танца
и пластики в музыкальном эпизоде? .......... 682
Глава 24. Образ животного мира и предмета в сюжете .......... 686
Наполнение образов пластикой тела .......... 686
Артистические навыки .......... 691
Артистическое детство .......... 692
Поэзия быта в танцевальных сюжетах .......... 694
Глава 25. Спектакль для своих .......... 698
Сводные репетиции и первый прогон .......... 699
Об образной системе подтекстов .......... 701
Современные женщины .......... 704
Изображение конкурентной борьбы .......... 708
Мужские образы .......... 708
Цепочка поступков создает атмосферу события .......... 710
Глава 26. Что день грядущий нам готовит? .......... 714
Масштабность переживаний зрителей .......... 717
Отцы и дети .......... 722
Эмоциональные массовые действия .......... 724
А при чем здесь реклама? .......... 727
Образ Родины .......... 728
Жестокий мир .......... 731
Хореограф образной пластики .......... 732
Европейская одежда .......... 733
Главные черты характера .......... 734
Полное перевоплощение .......... 737
Искусство внешнего перевоплощения .......... 738
Точка зрения автора или метод работы? .......... 738
Анализ своих либретто .......... 743
«Дозировка» истории и художественного вымысла .......... 750
Воспитание патриотических чувств .......... 752
Авторская позиция .......... 756
Подробнее http://www.m-planet.ru/index.php?id=20&detail=251